Коррекция речевых нарушений предполагает исправление речевых недостатков или ослабление симптоматики нарушений речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания.
В логопедической работе мы используем восстановительное обучение, которое направленно на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи.
Логопедическое воздействие может быть направленно как на устранение нарушений речи (нарушения чтения и письма), на исправление (нарушения произношения звуков), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (нарушений внимания, памяти, мышление).
В процессе организации коррекционного обучения большое значение придаётся общедидактическим принципам:
-
Воспитывающего характера обучения.
-
Научности.
-
Системности и последовательности.
-
Доступности.
-
Наглядности.
-
Сознательности и активности.
-
Прочности.
-
Принцип индивидуального подхода.
Также логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:
Принцип |
Реализация принципа на практике |
Этиопатогенетический принцип |
Учёт причин и характерных отклонений в функционировании речевой деятельности |
Принцип системности |
Представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии |
Принцип комплексности |
Учёт общих и специфических закономерностей развития аномальных детей |
Принцип развития |
Выделение в процессе логопедической работы тех задач и этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка |
Онтогенетический принцип |
Учёт последовательности появления форм, функций речи, видов деятельности в онтогенезе |
Принцип учёта личностных особенностей |
Требует построения занятия с учётом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов и склонностей |
Деятельностный принцип |
Учёт ведущей деятельности ребёнка |
Принцип обходного пути |
Предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена |
Положительная динамика логопедического воздействия зависит от многих причин:
-
Тяжести речевого дефекта.
-
Сроков распознания дефекта и организации коррекционных занятий.
-
Систематичности и последовательности коррекционных занятий.
-
Активного участия родителей в коррекционно – развивающем процессе.
-
Единых требований к речи детей.
-
Мастерства и личностных качеств логопеда и т.д.
Логопедическое воздействие осуществляется различными практическими, наглядными и словесными методами совместной деятельности логопеда и детей, направленными на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей и личностных качеств детей.
Основными формами логопедического воздействия являются индивидуальные логопедические занятия.