У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенно среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевые дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.
Речевые нарушения – это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (нарушение звукопроизношения, недоразвитие лексико – грамматического строя и связной речи, нарушение голоса, темпа и ритма речи).
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
-
Не соответствуют возрасту говорящего.
-
Не являются безграмотностью речи или незнанием языка.
-
Могут повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития в целом.
-
Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают.
-
Требуют определенного логопедического воздействия.
Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении речевых расстройств играют социальные факторы. Окружающая социальная среда является не только условием, но источником развития речи. Многие виды речевых расстройств возникают под влиянием воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов.
Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.
Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество ошибок (это называется дислексией и дисграфией), уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.
Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике. Это связано с тем, что математические уравнения и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы - это, в сущности, разновидность букв.
Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому и держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. В результате – в первом классе, а может быть, и в последующих классах ему будет психологически трудно учиться.
Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя начав работу по постановке звуков.
Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть
отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, памяти, слухового восприятии и самоконтроля).
Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.
Ненормативное звукопроизношение создает определенные трудности у подростков и взрослых. Поскольку основная функция речи – это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Такая речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнера по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важно, например, в деловом общении.