Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями:
Слуха.
Зрения.
Речи.
Опорно-двигательного аппарата.
Задержкой психического развития.
Интеллекта.
Расстройствами аутистического спектра.
Множественными нарушениями развития.
Биологическое неблагополучие ребёнка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребёнка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья, но и от качества предшествующего обучения и воспитания - раннего и дошкольного.
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик:
От детей, испытывающих временные относительно легко устранимые трудности, до детей со стойкими и тяжелыми нарушениями развития.
От детей, способных при специальной поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам, что сверстники без ограничений здоровья, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков.
При этом диапазон различий наблюдается не только в группе детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.