Игра – соревнование «Загадки старичка – Лесовичка»
Цель: провести развлечение в виде игры – путешествия для расширения кругозора младших школьников, формирования экологической культуры.
Обучающие задачи:
-
Уточнить и расширить представления школьников о лекарственных растениях, дать знания о простейших способах их использования;
-
Закрепить правила экологической безопасности и грамотного общения с природой;
-
Обогащать словарный запас учеников.
Развивающие задачи: развивать у учеников познавательный интерес, память и любознательность.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, стремление заботиться о нем;
-
Воспитывать правильное поведение в лесу, у реки.
Оборудование: конверт с письмом от старичка – Лесовичка, запись «Песня паровозика», запись «Музыка леса», запись «Пение птиц», запись «Музыка реки», песня «Голубой вагон», изображение паровозика, изображение леса, изображение реки, изображения лекарственных растений (подорожник, одуванчик, ромашка), сувениры от старичка – Лесовичка (осенние листочки), рисунки «Правила поведения в лесу», изображения птиц (дятел, соловей, сорока, кукушка, ворона), иллюстрации к стихотворению С.Михалкова «Прогулка», медали «Знаток лесных загадок», шоколадные медальки.
(Перед входом в зал учеников встречает ведущий с письмом от старичка – Лесовичка).
Ведущий: Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Его принесла сорока из нашего леса. Сейчас я вам его зачитаю:
Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздается звонкий смех,
Игры, конкурсы, забавы.
Приглашаю к себе всех.
А в конце этого письма подпись:
Я люблю гулять по лесу,
В лес хожу я каждый день
Все в лесу мне интересно.
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок – Лесовичок!
Ведущий: Ну что, ребята, примем приглашение старичка – Лесовичка из нашего леса?
Ученики: Да!
Ведущий: А отправимся мы с вами в путешествие на волшебном поезде. Внимание! Внимание! Желающих совершить увлекательное путешествие просим занять свои места! Поезд отправляется!
(Звучит запись «Песня паровозика» и ученики садятся на стульчики).
Ведущий: Вот мы подъезжаем к лесу. А что мы можем услышать в лесу? Давайте послушаем музыку леса.
(Звучит запись «Музыка леса»).
Ребята, какие звуки леса вы услышали?
Ученики: отвечает несколько учеников.
Ведущий: Правильно, в лесу очень много интересных звуков. А мы остановимся на чудесной полянке. Посмотрите ребята, сколько здесь растений. На этой полянке – наша первая остановка и называется она
«Лесная аптека». А почему она так называется, мы узнаем чуть позже. Первое задание от старичка – Лесовичка: «Ребята, я загадаю вам несколько загадок о растениях, которые растут у меня в лесу. Кто загадку отгадает, тот получит сувенир от старичка – Лесовичка».
***
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
***
Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.
(Одуванчик)
***
Белая – пребелая!
Скромная – несмелая.
Летом расцветает,
Кто ж её не знает?
Погадаем мы с Наташкой
На застенчивой …
(Ромашка)
Ведущий: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь вы поняли, почему наша первая остановка называется «Лесная аптека»?
Ученики: отвечает несколько учеников.
Ведущий: Правильно, потому, что все растения на полянке лекарственные.
Давайте, о некоторых из них прочитаем стихи. Я уверена, что старичок – Лесовичок услышит нас и ему будет приятно.
(Ученики рассказывают стихотворения о лекарственных травах).
«Одуванчик»
Ветерок подул слегка,
Подхватил пушинки
И понес под облака
Белые снежинки.
Покружил и опустил
Их на бугорочки,
Чтоб весной там расцвели
Желтые цветочки.
«Ромашки»
Возле леса на опушке
В белых платьицах подружки.
Спрятав солнышко в кармашке,
Смотрят на людей ромашки.
«Подорожник»
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Путник часто ранит ноги
Вот и лекарь у дороги.
Ведущий: Чтобы растения и дальше помогали нам, мы должны бережно относиться к природе и соблюдать правила поведения в лесу. Давайте вспомним их, а помогать нам в этом будут вот эти рисунки.
(Ученики, глядя на рисунки «Правила поведения в лесу», зачитывают правила поведения в лесу).
-
Не будем срывать цветы;
-
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников;
-
Не будем ловить бабочек, стрекоз и других насекомых;
-
Не будем ходить по газонам;
-
Нельзя вырывать растения с корнями, они на этом месте не будут расти.
Ведущий: Едем дальше.
(Звучит запись «Песня паровозика»)
Ведущий: Вот еще одна остановка. Она называется
«Музыка леса». Ребята, что можно услышать в лесу?
Ученики: отвечает несколько учеников.
Ведущий: Вот и в нашем лесу тоже можно услышать пение птиц.
(Звучит запись «Пение птиц»)
Ребята, скажите, а каких птиц мы можем услышать в нашем лесу?
Ученики: отвечает несколько учеников.
Ведущий: Правильно, а сейчас вас ждет следующее задание старичка – Лесовичка. Он хочет узнать, знаете ли вы, какие птицы живут в его лесу. Он прислал вам загадки. Кто загадку отгадает, тот получит сувенир от старичка – Лесовичка.
***
А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
О себе загадку нам
Загадать он хочет сам:
- По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук – тук.
Где тут, где тут вредный жук?
От меня спастись не пробуй,
У меня язык особый,
У меня на нем крючочки –
Все личинки, все жучки
Попадут мне на обед,
Никому пощады нет!
(Дятел)
***
Лес без песен не бывает,
Всюду птицы распевают,
Сойки, иволги, дрозды
Могут петь на все лады.
Певчих птиц не перечесть.
Но одна такая есть, -
Не сверкает опереньем,
Неприметная на вид,
А чудесным звонким пеньем
Всех на свете удивит.
Можно слушать без конца
Знаменитого певца.
(Соловей)
***
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
***
Эта птичка никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где – то на суку
И кричит: Ку – ку! Ку – ку!
(Кукушка)
***
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее…
(Ворона)
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием. Скажите, а почему дятла называют санитаром леса?
Ученики: Потому, что он лечит деревья от вредных насекомых.
Ведущий: Правильно, давайте послушаем стихотворение об этой птице.
(Ученики рассказывают стихотворение Г.Ладонщикова)
«Дятел»
- Что ты, дятел так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный, торчишь!
- Я не даром тут стучу,
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы птицы и дальше радовали нас своим пением? Давайте вспомним их, а помогать нам в этом будут вот эти рисунки.
(Ученики, глядя на рисунки «Правила поведения в лесу», зачитывают правила поведения с птицами).
-
Не будем разорять птичьи гнезда;
-
Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы – родители не покинули его;
-
Не будем ловить и уносить домой птенцов.
Ведущий: Молодцы! Вы хорошо знаете как нужно относиться к лесным птицам. Ну, а мы отправляемся в путь.
(Звучит запись «Песня паровозика»)
Ведущий: Недалеко от нашего леса, течет речка. А знаете ли вы ребята, как она называется.
Ученики: Она называется «Томь».
Ведущий: Здесь у реки и будет наша остановка под названием
«Речная». Прежде чем я прочитаю задание от старичка – Лесовичка, давайте послушаем музыку реки.
(Звучит запись «Музыка реки»)
Ведущий: А сейчас, давайте, послушаем стихотворение С.Михалкова «Прогулка».
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят;
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку пошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костер, бумагу жгли
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались. Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра,
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Ведущий: А теперь послушайте заданием от старичка – Лесовичка: «Ребята, назовите правила поведения, которые нарушили дети».
Ученики: отвечает несколько учеников. (За каждый ответ ученик получает сувенир от старичка – Лесовичка).
-
Нельзя оставлять на берегу мусор. Его нужно собрать, а затем сжечь или закопать;
-
Нельзя бросать мусор в реку.
Ведущий: Правильно, мы хотим, чтобы наша речка оставалась чистой и мы могли спокойно отдыхать на ее берегах. А для этого мы не будем ее загрязнять, а будем следить за чистотой реки и берега.
Ведущий: Ну вот, мы справились со всеми загадками старичка – Лесовичка. Наше путешествие подошло к концу. Я уверена, что старичок – Лесовичок не сомневается в том, что вы всегда будете бережно относиться к природе. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А сейчас он хочет наградить медалями «Знаток лесных загадок» тех, кто справился со всеми его заданиями.
(Награждение «Знаток лесных загадок»)
Ведущий: Теперь мы можем отправиться домой! Внимание! Внимание! Наш поезд отправляется на станцию «Школа»! Наше путешествие завершилось.
(Звучит песня «Голубой вагон» и ученики выходят из зала)