У учащихся с общим недоразвитием речи помимо нарушений всех компонентов речевой системы прослеживается и недостаточная сформированность психических процессов. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.
Как же логопеду удержать интерес ученика, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие?
Чтобы преодолеть эти трудности, целесообразно использовать различные наглядно – методические пособия, дидактические игры, тренажеры речевой активности.
Тренажеры речевой активности – это многофункциональные пособия, помогающие логопеду использовать различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Для этого учебную зону кабинета я назвала «Речевой город». Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и развитию речи. С помощью различных приспособлений учащиеся вместе с логопедом размещают в «городе» съемный дидактический материал, обновляемый в зависимости от темы занятия.
В центре «Речевого города» - пятиэтажный домик. Каждый этаж служит для определения слогового состава слова. На первом этаже «живут» картинки, название которых состоит из одного слога, например: лук, шарф, дом, кот; на втором этаже – картинки, название которых состоит из двух слогов, например: репа, лиса, нора, шуба; на третьем, четвертом и пятом этажах «живут» картинки, названия которых состоит из трех, четырех и пяти слогов, например, помидор, сапоги, пирамида, мороженое. Окошко в домике предназначено для сюжетной картинки по развитию речи.
Картинки к «месте жительства привозит» слоговой поезд, который состоит из пяти вагонов, относящихся к одно -, двух -, трех -, четырех – и пятисложным словам соответственно.
Вдоль железной дороги слогового поезда «растут» деревья: он, она, оно, которые помогают в упражнениях по грамматике для определения мужского, женского и среднего рода: он – лимон, она – груша, оно – яблоко.
Глядя на месяц и звезды, ученики с удовольствием выполняют гимнастику для глаз.
На другой стороне стены кабинета – «домик звуковичков», который помогает учащимся сформировать понятие о гласных и согласных звуках, опираясь на наглядно – образное мышление. На первом этаже домика «живет» девочка – «звуковичек» в красном сарафанчике с колокольчиком (символ гласных звуков). На втором этаже «живут» девочки – «звуковички» в синих сарафанчиках с колокольчиком и без него (символы согласных, твердых, звонких или глухих звуков). На третьем этаже – девочки – «звуковички» в зеленых сарафанчиках с колокольчиком и без него (символы согласных, мягких, звонких или глухих звуков). На последнем этаже «живут» девочка – «звуковичек» и мальчик – «звуковичек» (символы парного согласного звука).
Также были созданы мини – макеты «Времена года». Целями данных макетов являются: развитие речевого дыхания, обогащение и активизация словарного запаса, развитие связной речи.
Каждый макет – это отдельное пособие, посвященное одному времени года, представляет собой коробку, на внутренних стенках которой изображен сюжет в соответствии с временем года. С верхней части коробки («потолка») свисают на леске объекты, на которые можно дуть (бабочка, пчела, стрекоза – лето; снежинки – зима; птички, тучи – весна; листочки, зонтики – осень). Передняя часть макетов закрыта прозрачным материалом, через который вставлены соломинки или трубочки. Через них можно подуть внутрь макета и картинка как бы «оживает».
Данные макеты могут использоваться для составления словосочетаний, предложений, рассказов по временам года.
Многофункциональные пособия тренажеры: «Речевой город», мини – макеты «Времена года» имеют привлекательный вид и вызывают интерес многократной игры с ними. Способствуют не только речевому развитию школьников, но и интеллектуальному и личностному.
Автор: abvgdeika42.ru
Просмотров: 1207