Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений
Каждый взрослый человек сохранил в своей памяти воспоминания о детских праздниках. Праздник даёт возможность отдохнуть от будней, весело провести время с друзьями. Проведение речевых праздников и развлечений является важной формой работы учителя - логопеда в условиях образовательного учреждении.
Целью речевых праздников является развитие познавательного интереса и внимания к родному языку, лингвистического мышления, коммуникативных способностей учеников.
При организации речевых праздников, необходимо продумать средства эмоционального воздействия:
-
музыка, танцы — помогают создать атмосферу праздника;
-
стихи, загадки, поговорки, скороговорки подбираются с учётом автоматизированных звуков, в соответствии с темой, должны быть короткими, чтобы не вносить скуку в праздник.
-
игры с элементами соревнований выступает средством активизации учеников.
Условно речевые развлечения можно классифицировать следующим образом:
-
Театрализованные: игры — драматизации, различные театры (кукольный, теневой, плоскостной, театр игрушек) и другие.
-
Познавательные: КВН, викторины по изученным лексическим темам, звукам и буквам.
-
Спортивные: аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;
-
Литературно — музыкальные.
Обязательными элементами развлечений являются загадки, шутки, аттракционы, сюрпризы.
Загадки обогащают речь, расширяют кругозор, развивают пытливость, внимание, память, помогают введению в речь учеников новых звуков.
Шутки используются на празднике в перерывах между различными заданиями и играми.
Аттракционы подбираются с учётом возможностей обучающихся. Здесь ученики соревнуются в смекалке, ловкости, смелости.
Сюрпризы вызывают бурю эмоций, активизирует деятельность школьников. Это могут быть аудио — запись, письмо или телеграмма с просьбой о помощи, неожиданное появление на празднике сказочных персонажей, красиво оформленная коробка, посылка с сюрпризом.
Успех проведения праздника зависит от
следующих условий:
1. Календарно — тематическое планирование логопедических праздников.
2.Определение задач (коррекционно — образовательные, коррекционно — развивающие, воспитательные).
3. Заинтересованность, согласованность, активное участие учащихся в подготовке логопедического праздника, педагогов и родителей.
4. Обсуждение содержания праздника, распределение ролей, сюрпризных моментов, изготовление атрибутов.
Развлечения планируются на весь учебный год (ежемесячно, кроме декабря, когда идёт подготовка к новогодним утренникам).
Это могут быть игры — драматизации сказок, воображаемые путешествия, (например, в первую неделю сентября «Путешествие в школу»). Сказочные сюжеты с «героями» сказок заинтересовывают младших школьников. Желая помочь, ученики не боятся выполнять задания, становятся активными, работают более продуктивно и сосредоточено.
После изучения лексической темы, можно провести итоговое занятие — логопедический досуг, например: «Во саду ли, в огороде» («Овощи — фрукты»), «Птичий дворик бабушки Агафьи» («Домашние птицы), КВН «В гостях у старика — Лесовика («Дикие животные»). Совместный досуг для детей и родителей «Покормите птиц зимой» («Зимующие птицы»).
На таких итоговых занятиях школьники с речевой патологией имеют возможность подготовиться к публичным выступлениям на праздниках.
За подбор, разучивание песен и хореографических движений отвечает музыкальный руководитель. Речевой материал подбирается учителем - логопедом с учётом индивидуальных речевых возможностей учеников, проговаривается на индивидуальных занятиях.
Второстипенным видом деятельности младших школьников является игра. Игры включаются во все части развлечения. В речевые праздники и развлечения можно включить игры по формированию всех компонентов речи.
Для развития слухового внимания и речевого слуха используются игры:
-
«Тихо — громко»,
-
«Где звенит?»,
-
«Жмурки с голосом»,
-
«Угадай, чей голос»,
-
«Кто летит, (бежит, идёт, прыгает)?».
Для развития лексико — грамматического строя речи такие
игры, как:
-
«Узнай по описанию»,
-
«Назови одним словом»,
-
«Чего не стало?»,
-
«Назови ласково»,
-
«Мама — папа — дети?»,
-
«Похожие слова»,
-
«Подскажи слово»,
-
«Слово потерялось»,
-
«Узнай ошибку».
Игры по звуковой культуре речи:
-
«Разбросай звуки»,
-
«Подружим звуки»,
-
«Выбери картинки со слогом…»,
-
«Подскажи конец слова»,
-
«Дополни слово»,
-
«Подскажи недостающий слог»,
-
«Какого слога не хватает»,
-
«Расколдуй слово»,
-
«Найди потерявшийся звук»,
-
«Назови пропущенный слог»,
-
«Слово в слове»,
-
«Слова – перевёртыши»,
-
«Слова длинные – короткие»,
-
«Найди домик для слова»,
-
«Отстучи слово»,
-
«Прохлопай…, прошагай»,
-
«Звукоедик»,
-
«Маша и Миша».
Задания и игры для развития внимания и памяти:
-
«Какое слово потерялось»,
-
«Что изменилось?»,
-
«Чего (кого не стало)?»,
-
«Что прибавилось?».
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания:
-
«Чья птичка дальше улетит?»,
-
«Надуй игрушку»,
-
«Подуй на пёрышко»,
-
«Листопад»,
-
«Задуй свечу»,
-
«Снегопад».
От учителя - логопеда требуется немало фантазии и мастерства, чтобы удержать интерес и внимание учеников всего класса, так как на празднике дети легко возбудимы, активны, ведут себя более свободно. В процессе праздника учитель - логопед помогает ученикам усвоить условия конкурсных заданий. Также необходимо продумать подарки, связанные с тематикой праздника. Это могут быть как индивидуальные подарки: сладости, раскраски, медальки, книжки — малышки, так и подарок на весь класс: настольная игра, торт, книга сказок.
Участие детей в логопедических развлечениях:
-
Формирует позитивное отношение к коллективным творческим делам, умение сообща работать в коллективе сверстников, умение принимать собственное решение, ответственность, находчивость;
-
Развивает смекалку, волевые усилия, активизирует словарь;
-
Способствует совершенствованию монологической и диалогической речи, накоплению детского опыта публичных выступлений.
Автор: abvgdeika42.ru
Просмотров: 2058