Коррекционно – развивающее пособие «Живые картинки»
Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо – и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению.
Работая над коррекцией звукопроизношения, логопед должен обращать внимание ребенка на участие воздушной струи в звукообразовании и правильное речевое дыхание. У детей, имеющих нецеленаправленный и слабый ротовой выдох, часто наблюдаются нарушение темпо – ритмической организации речи и различные нарушения звукопроизношения, поэтому с ними нужно обязательно проводить дыхательные упражнения. В зависимости от вида нарушения логопед подбирает специальные упражнения для формирования силы и длительности выдоха, проводит работу по формированию целенаправленного выдоха. Данное пособие поможет логопеду разнообразить этот вид коррекционной работы.
Предложенное
пособие предназначено для развития плавного целенаправленного ротового выдоха у детей с речевыми нарушениями. Его можно использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию звукопроизношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.
В пособие входит десять игровых полей и различные отлетные подвижные детали к каждому полю. Начиная работу по пособию, логопед выбирает игровое поле и предлагает ребенку выполнить ряд дыхательных упражнений.
Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего на нижней губе, не надувая щеки и не поднимая плеч. Если упражнения проводятся с целью воспитания плавного длительного выдоха, достаточно дуть, слегка вытянув губы вперед. При этом язык спокойно лежит в ротовой полости. Малышам дается установка на вдох через нос, выдох через рот. Логопед обращает внимание ребенка на то, что выдох должен быть ротовым, а не носовым, и что воздушная струя должна быть холодной. Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать – длительно и плавно. За выполнением этого условия сначала следит логопед, а затем дети контролируют себя самостоятельно.
Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения дыхательных упражнений постепенно увеличивается с одной – двух минут, до пяти – семи минут. Температура, влажность и запыленность воздуха влияют как на частоту и глубину дыхательных движений, так и на общее состояние ребенка, поэтому упражнения дыхательной гимнастики проводятся в хорошо проветриваемом помещении. На первых занятиях дети выполняют дыхательные упражнения под руководством логопеда, затем, по мере овладения правильным ротовым выдохом – самостоятельно.
Данные игры направлены на развитие речевого выдоха у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями.
Игровое поле №1. «ПОДВОДНЫЙ МИР»
Игровое поле: морское дно, водоросли, ракушка с сидящим внутри нее рачком, ракушка с жемчужиной, кальмар.
Приклеивающаяся за клапан деталь: створка у ракушки.
Детали на нитке: рыбки, морская звезда, морской конек, медуза.
Инструкция логопеда: Подводный мир чудесен и многообразен. По дну неторопливо перемещается морская звезда. Туда-сюда снуют маленькие рыбки, невдалеке промелькнул морской конек, а вот показалась медуза. Оживи картинку: подуй на морских обитателей, и ты увидишь, как красиво может быть под водой. Подуй на створку ракушки, и ты увидишь, что в ней спрятано.
Игровое поле №2. «ПАРУСНАЯ РЕГАТА»
Игровое поле: море, три яхты без парусов.
Приклеивающиеся за клапана детали: разноцветные паруса.
Детали на нитке: дельфины, чайки.
Инструкция логопеда: Гонки на парусниках называются парусной регатой, а те, кто управляет этими судами, — яхтсменами. Посмотри, яхты уже готовы отправиться в путь, но ветра до сих пор нет. Помоги яхтсменам: подуй ветерком на паруса. Дельфины и чайки развеселились и тоже хотят соревноваться. Подуй так, чтобы дельфины поплыли, а чайки — полетели.
Игровое поле №3. «ХОККЕЙ»
Игровое поле: ледовое поле, хоккеисты, ворота.
Деталь на нитке: шайба.
Инструкция логопеда: Смотри, на хоккейном поле развернулось настоящее сражение! Помоги хоккеисту забить гол в ворота. Подуй на шайбу.
Игровое поле №4. «ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
Игровое поле: манеж цирка, два морских котика на тумбах, кольцо.
Деталь на нитке: разноцветный мяч.
Инструкция логопеда: На арене цирка сегодня интересное представление! Выступают два необычных артиста. Это дрессированные морские котики! Помоги им: подуй на мяч так, чтобы он перелетал от одного артиста к другому.
Игровое поле №5. «ХРАБРЫЙ ПИЛОТ»
Игровое поле: горы с ровными площадками на вершинах.
Инструкция логопеда: Непросто посадить самолёт на площадку в горах, да ещё, когда небо закрыто облаками. Помоги пилоту: подуй на облака так, чтобы они рассеялись. А теперь проведи самолет по нужному курсу: подуй на него так, чтобы он перелетел с площадки на площадку.
Игровое поле №6. «НА ПРУДУ»
Игровое поле: пруд, лягушка охотится за жуком, рыбки в воде.
Приклеивающиеся за клапана детали: листья кувшинок.
Детали на нитке: лягушка, стрекоза.
Инструкция логопеда: В солнечный день на пруду кипит жизнь. Громко квакают лягушки, плещутся рыбки, а в зарослях камышей притаилась хитрая охотница-цапля. Посмотри на картинку и «оживи» наш пруд: подуй на лягушку и стрекозу.
сдайся, где скрываются другие обитатели пруда? Подуй на листья кувшинок, чтобы познакомиться с этими обитателями.
Игровое поле №7. «ЛЕТНИЙ ЛУГ»
Игровое поле: трава, цветы, небо.
Детали на нитках: бабочки, пчела, шмель.
Инструкция логопеда: Как красив летний луг! Он пестреет цветами и травами, над которыми кружатся разноцветные бабочки, жужжат хлопотливые пчелки, гудят сердитые шмели. Подуй на насекомых, чтобы луг ожил.
Игровое поле №8. «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»
Игровое поле: кормушка на дереве, кусочек сала, привязанный на нитке к ветке.
Детали на нитках: воробей, снегирь, синица.
Инструкция логопеда: Голодно и холодно птицам зимой. Хорошо, если заботливые ребята повесят кормушку и насыпят в нее вкусных зернышек! Поклюют птицы, отдохнут и полетят дальше. Помоги птичкам добраться до кормушки: подуй на них.
Игровое поле №9. «КОЛОБОК»
Игровое поле: персонажи сказки «Колобок», стоящие вдоль тропинки.
Деталь на нитке: Колобок.
Инструкция логопеда: Из какой сказки эти герои? Ты помнишь эту сказку? Оживи картинку! Подуй на Колобка так, чтобы он катился по дорожке от деда с бабой к зайцу, волку, медведю, лисе. А теперь попробуй вернуть Колобка назад от лисы к дому без остановок.
Игровое поле №10. «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»
Игровое поле: море, остров с пальмами; на острове три сундука с монетами.
Приклеивающиеся за клапана детали: крышки от трёх сундуков.
Детали на нитке: пиратский корабль.
Инструкция логопеда: Долго плыли пираты к заветному кладу. Когда осталось совсем немного, ветер вдруг стих, паруса обвисли и корабль остановился. Помоги искателям сокровищ добраться до острова: подуй на корабль, как ветер. А теперь нужно открыть сундуки! Догадайся, что для этого необходимо сделать.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям и родителям.
Автор: abvgdeika42.ru
Просмотров: 1933